[Галенский, лат. Alexander Halesius] (ок. 1185, Гэльс, Шропшир, Англия - 21.08.1245, Париж), богослов-францисканец, схоласт. Учился в Парижском ун-те, в 1210 г. получил степень магистра свободных искусств, с 1212 г. учился на теологическом фак-те, в 1220 г. стал магистром богословия, а к 1236 г. А. Г. уже в течение 20 лет был деканом этого фак-та, в своих лекциях первым прибегнул к цитированию Свящ. Писания по Книге Сентенций Петра Ломбардского. Между 1226-1239 гг. А. Г. как представитель англ. короля Генриха III (1216-1272) вел переговоры с франц. королем Людовиком IX Святым о прекращении вражды между Англией и Францией. Вернувшись в Париж, он ок. 1236 г. вступил в орден францисканцев и стал его первым представителем в университетских научных кругах. А. Г. называли «неопровержимым доктором» (Doctor Irrefragabilis), на Лионском I Соборе (1245) его чествовали как «великого доктора богословия», «монарха теологов». Основные сочинения А. Г.: «Glossa in IV libros Sententiarum» (Глоссы на четыре книги Сентенций [Петра Ломбардского]), «Questiones» (Вопросы). Совместно с учениками он предпринял составление труда «Summa universae theologiae» (Сумма богословия, 1235-1245) в 4 книгах, последняя из к-рых, посвященная философии морали, не была закончена. После смерти А. Г. труд, получивший название «Summa Fratris Alexandri», был продолжен Вильгельмом Мелитонским, Жаном из Ла-Рошели и др. последователями А. Г. Но уже в кон. XIII в. Р. Бэкон сомневался в авторстве А. Г., отзываясь скептически об этой работе, стиль к-рой казался ему «тяжелее лошади». По ней действительно трудно судить о богословской мысли А. Г., скорее, можно говорить об умонастроении и способе философствования ранних францисканцев, в т. ч. св. Бонавентуры, учившегося у А. Г. и находившегося под его сильным влиянием. Это была первая из сумм, в выборе проблем и их решений опиравшаяся на сочинения Аристотеля. В центре вопросов, затронутых в труде, понимание Бога как самодостаточного бытия. Доказывая этот тезис, А. Г. опирался прежде всего на Ансельма Кентерберийского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр. доказательство Абсолюта через необходимость допущения неподвижного двигателя для обоснования любого движения. В этом сочинении А. Г., основываясь в своих выводах на логике или авторитетах, впервые применил форму схоластического изложения обсуждаемого вопроса (метод «за» и «против»), начиная каждый новый раздел с изложения возможных противоречивых суждений, возникающих при изучении данного вопроса философами. Хотя сумма так и не была завершена, она все же стала одной из основ классической схоластики, поскольку используемая А. Г. форма послужила образцом для более поздних сумм. В эпоху, когда западноевроп. схоласты открывали для себя сочинения Аристотеля и его арабских комментаторов (Ибн Сина, Ибн Гебироль), А. Г. первым попытался решить многие вопросы, возникшие в интеллектуальных кругах после прочтения Аристотеля, исследовав для этого наследие Ансельма Кентерберийского и блж. Августина, к-рого он воспринял через труды Викторина (см. ст. Викторин Марий). В богословии взгляды А. Г. в основном совпадают с представлениями его современников-схоластов святых Фомы Аквинского и Бонавентуры. В вопросе об универсалиях А. Г. придерживался позиции умеренного реализма. Он считал, что универсалии находятся как в разуме Творца в качестве прототипов вещей, так и в вещах реального мира как формы, к-рыми пользуется рассудок человека. Взгляды А. Г. в области моральной философии также находились под влиянием «Этики» Аристотеля. А. Г. рассматривает проблемы Высшего Блага и природы добродетели, основываясь не только на святоотеческой традиции, но и на дефинициях и суждениях античного автора. Несмотря на то что францисканцы всегда настороженно относились и к Аристотелю, и к араб. философской лит-ре, после А. Г. одним из основных направлений деятельности францисканских богословов стало именно совмещение традиции блж. Августина с новыми для XIII в. философскими концепциями аристотелизма.